?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

iiko-говно. Новая рубрика

Ну что же, за истекшее время iiko не почесались. Были какие-то вялые, но совершенно безуспешные попытки вчера удаленно подключиться и в чем-то разобраться.
Итак, давайте с самого начала. Первый опыт работы с программами автоматизации для ресторанов у нас был неудачным. Tillypad жестоко разочаровал, нифига не работало, все глючило. Поддержка была абсолютно тупой.
Да еще когда мы сказали, что отказываемся от ее услуг, приходившая девочка сделала попытку хлопнуть всю базу.
Ок, стали выбирать. Варианты были R-keeper и iiko.
Iiko приглянулась сразу, она и до сих пор мне симпатична. Хорошая молодая амбициозная команда, искреннее желание сделать супер-программу.
Увы, желания недостаточно.
Признаться, я был в шоке от того, насколько "стабильно" работает такая, казалось бы, серьезная программулина.
Вот некоторые особенности, с которыми пришлось столкнуться за время эксплуатации:
- все время в эксплуатацию раза 3 в неделю вылетают лицензии на кассах - пытаешься открыть смену, а тебе пишут, что лицензии нет. Проблема решается через техподдержку за 15-30 минут. Но только в том случае, если ты за нее (техподдержку) ежемесячно платишь. Иначе провал открытия смены тебе гарантирован (а у нас уже в 10 начинают люди идти за выпечкой на вынос);
- вылет специально купленного за 53 тыщи рублей сервака через пару месяцев эксплуатации. Полдня вообще не могли чеки отбивать, потом неделя на ремонт (за этот период все данные о работе потеряны), беготня, безумие и хлопоты, полноценная работа сорвана. Причины - не установлены, после полугода переговоров и письменных претензий предложена в качестве компенсации скидка в 2 тыщи рублей. Аттракцион неслыханной щедрости! Или, другими словами, плевок в лицо. До этого три года работали стабильно на подержанных собранных знакомыми компах за 6 тыщ рублей.
- невероятная капризность iiko по выбору оборудования. Покупаете эту систему - придется покупать только фирменное. Причем не просто фирменное, а очень фирменное. Вышеупомянутый сервак оказался, по словам специалистов, недостаточно крут, мы зажали денег на еще более дорогое оборудование, вот и причина. POS-терминалы должны быть только рекомендованные iiko (50 тыщ штука). Все остальные глючат по неустановленным причинам.
- при всем обилии функций (список которых постоянно пополняется), элементарные вещи порой не делаются. Так, у нас 4,5 года заняло добиться элементарной вещи, чтобы при проведении доставки происходило накопление бонусных баллов. Два модуля - iiko.Delivery и iiko.Card просто не узнавали друг друга. Это в блоге я пишу скромные две строчки, а в жизни это заняло сотни, если не тысячи человекочасов на РУЧНОЕ забивание в BackOffice данных о накоплении. Оператор принимает заказ, отбивает чек, записывает данные на бумажку и складывает в коробочку, потом с бумажек все данные вводятся в iiko.card. Бумажки теряются, данные пропадают. Идиотизм? Да. Но с ним так ничего и не сделали. Сколько мы нахлебались с претензиями гостей из-за этой милой "особенности" iiko! И эта особенность до сих пор не изжита! Для решения проблемы нам пришлось перейти на iiko.net, за который надо снова платить дополнительные деньги. Да, нам сделали скидку, но в выигрыше остались не мы, потому что нам нафиг не нужен был этот iiko.net, все, что нам нужно, это автоматическое и корректное накопление бонусов. Но увы. Это стиль работы iiko - скупой платит дважды.
- есть два продукта - iiko для локальной работы и для сетевой. Первый, насколько помню, iiko.RMS, второй - iiko.Chain. Так вот, милая особенность, эти два модуля периодически выдают РАЗНЫЕ цифры по себестоимости и остаткам. Ага, вот так. Ну вот просто разные. И фиг знает, какая верная. Причины? Не знаю. Мне упорно отказываются объяснять, в чем сложности. Просто, типа, починили. Теперь совпадают. Только вот не знаю, можно ли верить этим данным.
- с этим Chain вообще приколюха - не так давно она начала обновляться и так никогда и не закончила. Обновлять БД. ДЕНЬ (!!!) обновлялась. Результат? Нулевой. Все висит. Проблему "решили" - уменьшили частоту обновления в 4 раза - с 15 минут до 1 часа. Почему не выходило? Неизвестно. Вроде бы, объем данных большой. Но у нас 2 подразделения, какой, нафиг, большой объем данных? Я хочу дальше развиваться - могу ли я вообще рассчитывать, что эта Чейн будет обновляться хоть как-то? Или частоту обновления постепенно придется сделать 1 неделя??? Нет ответа. Несмотря на постоянные разборки по телефону на этот вопрос мне никто ответить не может.
- или самый свежая проблема - в двух разных отчетах (один развернутый поблюдный, второй по типам оплаты) за июнь мне выходит РАЗНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ. Причем разница колоссальная - десятки тысяч. Почему??? Никто не знает. Полторы недели назад сделали заявку. Тишина. В пятницу выяснил, что федеральная iiko (разработчик) получила информацию сразу же, но еще даже не приступала. Как мне прикажете работать??? Как принимать хоть какие-то решения? Нахрена мне учет времени официантов, если программа не может делать свою основную работу - формировать себестоимость???
- учет времени, кстати, штука вполне себе бесполезная. Может, где-то есть такие предприятия, где все всегда по графику, но у нас не так. Официанты болеют, прогуливают и тп. Бывают замены. Так вот, если человек пришел на смену, зарегистрировался на кассе с опозданием на 30 минут, то никакая система это не учтет, если ты заранее не поменял его график. Потом уже не канает. Нужно ДО! Тут я могу ошибаться, но пока это то, что мне ответила наша техподдержка. Или другой момент - у нас пекари приходят раньше на работу, чем официанты. И что? Могут они зарегистрировать свой приход на работу?? Да нет, конечно! Потому что делать это можно ТОЛЬКО на фронтофисе, кассе официанта! Которая тупо не включена. И которая в баре. Можно, конечно, повесить модуль учета времени на входе (где ему и место), но это отдельный терминал, устройство для прогона карты и лицензия (вместе набегает тыщ на 70).
- года два не можем добиться простой вещи - возможности распечатки заказов на день (по доставке) на кухню. Любым образом. Поэтому мы заносим заказы в программу, а потом ВРУЧНУЮ ПЕРЕПИСЫВАЕМ в специальную тетрадочку для пекарей. Десятки мозговых штурмов провели, но все без толку - остальное ненадежно. Да, специально для нас ввели поле в интерфейсе доставки, где указан и состав заказа, но просьба о возможности распечатать полностью проигнорирована - просто забыли.
-  в iiko есть очень удобная фича (может, везде так, не знаю) - есть у тебя, скажем, бизнес-ланч в одной папке, можно простым драг-н-дропом оттащить блюдо в другую папку. Все копируется, все супер. Только потом у тебя по итогам инвентаризации колоссальная недостача. Тратишь пару трудодней и выясняешь, что при копировании все отлично, только затраты продуктов автоматически становятся нулевыми. Может, это интуитивно очевидно, тогда у нас в компании у всех что-то с интуицией. Ты продаешь отбивную, а списание мяса при этом не происходит. По факту мясо расходуется, а прога показывает, что его еще 10 килограмм на складе.
Все вышенаписанное пишу по памяти - это то, что сейчас свербит душу. Большое количество сложностей за давностию лет осталось забыто. Сейчас будем исправлять - делать все заявки через электронную почту (параллельно со звонками), отчеты публиковать в блоге. Очень надеюсь когда-нибудь закрыть эту новую рубрику.

Общее ощущение от работы с этой программой простое - это постоянный необъяснимый капец. Та или иная проблема выползает ежедневно или через день. Найденные проблемы не анализируются и не устраняются на будущее. Идет какое-то вечное латание на белую нитку.
Пишу этот пост с целью донести до федеральной айки впечатления конечного пользователя, о том, how it feels. Да, вот так. Достала ваша программа. И ее милые "особенности". За спиной месяцы долбежа с целью добиться какого-то перелома в ситуации - безрезультатно.

Мне говорят, что R-keeper не лучше. Френды, кто сталкивался, правда ли?
Ну и продолжение, увы, следует.

P.S. Из-за вышеозначенных проблем я а) тормознул инвестиции в автоматизацию на полмиллиона (для нас это деньги), так как просто не могу больше доверять программе и б) серьезно задумался о том, как дальше жить - с такой платформой я не представляю, как управлять сетью хотя бы из десяти заведений. Может, пока не поздно, перейти на что-то более надежное? Или я наивный чукотский юноша, и ничего "более надежного" просто нет в природе?
P.P.S. Ну и перевожу для не мыслящих экономически: "тормознул инвестиции", "серьезно задумался" и ожидание, пока iiko решают проблемы, это МОИ, мать вашу, УБЫТКИ! Потому что это драгоценное время, единственный невосполнимый ресурс! Я оплачиваю его своим сотрудникам, я отрываю его у того, что мне принесет деньги, занимаясь тут этой херней с разборками. Потому что просто нет другого выхода - я не могу отправляться в дальнее путешествие на постоянно ломающейся машине, в устройстве которой я нифига не понимаю, а механик, вместо развернутой картины неполадок говорит "Аллах велик".
P.P.S. И насчет финансов - мой главбух упорно не доверяет этому модулю, плюс он не реализует половины потребных нам функций, поэтому тоже остается ненужным довеском. 

Comments

gray_bird
22 июл, 2013 07:21 (UTC)
Лет 6 назад, когда окончательно достал рарус с его "ресторан-бар-кафе 2.5" ходил на выставку, присматривался к другим системам.
Понял, что с раруса слезать бессмысленно.
Фирмы-разработчики не понимают специфики ресторанного бизнеса!
Что даже в идеально зарегулированном состоянии это управляемый хаос, причем с слабокомпетентным в ИТ персоналом. Вдобавок производство грязное и во многие места компьютерные терминалы не поставишь.
Ну, а любая компьютерная система желает чтобы мир вокруг подчинялся строгой логике и каждое действие заносили в компьютер.

В итоге мы уже 9 лет используем решение рарус на 1с 7.7, с открытым для редактирования кодом. Программист на любую доработку находится на фрилансе. С официальным рарусом мы не общаемся. Примерно раз в год они нам звонят, предлагая купить у них новое решение на самой новейшей платформе... Я почему то отказываюсь.

Не так давно понадобилось сделать модуль сопряжения терминала пластиковых карт с кассовым компьютером рарус выкатил ценник 180 тыщ, без гарантии результата. Я нашел на фрилансе программиста за 15 тыщ и решение в результате сделали.

Я не знаю верного пути, знаю только, что смена системы это ад на полгода, а гарантий никаких. И что если система не хочет стабильно работать на нормальных ширпотребных компьютерах - это значит что она где-то внутри себя крива. Понятно, что программистам хочется зарабатывать не только на софте, но и на железе, но нельзя же быть столь жадными.
andreysemenov
22 июл, 2013 07:26 (UTC)
iiko в этом плане мне показались самыми компетентными, все-таки, рестораны у владельца и лидера проекта. Да и сам Давид мне очень симпатичен и оставил приятнейшее впечатление после общения по телефону.
gray_bird
22 июл, 2013 07:42 (UTC)
Проблема в том, что в некий момент времени программисты начинают делать систему как им удобно, а не для клиента.
Эдакая профдеформация, когда автоматизатор уверует, что главное автоматизация ради автоматизации.

Помню в 2009 году на форуме программистов 1с было развесистое обсуждение, которое было задано простым наблюдением-вопросом от программиста:"я автоматизировал много предприятий пищевой промышленности. Почему то те, кто хорошо автоматизированы разоряются и закрываются чаще, чем те где полный бардак, а компьютеры используют в режиме составления отчетов для налоговой."

Вывод в результате был парадоксальный, что автоматизация отнимает людские и материальные ресурсы у рабочего персонала. Еще бы! Зарплата одного учетчика в офисе кабы не равна работе пары поваров!
andreysemenov
22 июл, 2013 07:45 (UTC)
Да, я тыщу раз на эту тему спорил, что любой проект по автоматизации чего угодно должен возглавлять не программист. Чтобы постоянно одергивать спецов.
dobryiadmin
22 июл, 2013 08:48 (UTC)
Как жаль, что это мало кто понимает. Как айтишник говорю.
andreysemenov
22 июл, 2013 09:22 (UTC)
У айтишников своя особая гордость :)
Dmitry Kurishev
17 окт, 2013 14:04 (UTC)
Если вы считаете, что iiko не понимают бизнесс, то сильно ошибаетесь. Для этого есть аналитики, отдел внедрения, обратная свзь, Са Давид владелец нескольких ресторанов.
iiko глючит потому что она относительно молодая система и написана по Widows :)
licvidator
22 июл, 2013 14:54 (UTC)
А откуда фирмам разработчикам брать знания о ресторанном бизнесе?
Я бы вот например с интересом на досуге попрограммировал подобную систему, но пару раз спрашивал в ресторанах - они отвечают что ничего не надо, всё уже работает.
andreysemenov
22 июл, 2013 15:11 (UTC)
привлекать людей из этого бизнеса, как еще?
licvidator
22 июл, 2013 15:16 (UTC)
Ну ОК, сможешь составить список того, что должна уметь система?
andreysemenov
22 июл, 2013 15:36 (UTC)
это ты, типа, меня щас привлек? гыыы :)
licvidator
22 июл, 2013 15:36 (UTC)
Ну вот все примерно так и отвечают.
andreysemenov
22 июл, 2013 15:39 (UTC)
Какой вопрос, такой ответ. Человек из бизнеса должен работать одним из архитекторов системы, полностью в проекте. На уровне "стставь перечень" работать просто непрофессионально.
(без темы) - licvidator - 22 июл, 2013 15:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andreysemenov - 22 июл, 2013 16:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - licvidator - 22 июл, 2013 16:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andreysemenov - 22 июл, 2013 16:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - licvidator - 22 июл, 2013 16:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andreysemenov - 22 июл, 2013 16:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - licvidator - 22 июл, 2013 16:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andreysemenov - 22 июл, 2013 16:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - licvidator - 22 июл, 2013 17:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andreysemenov - 22 июл, 2013 17:13 (UTC) - Развернуть
gray_bird
22 июл, 2013 15:48 (UTC)
Дьявол кроется в мелочах.

Вот к примеру у нас есть бизнесланч, ничего особенного.
1 салат
2 суп
3 горячее
4 гарнир
5 напиток

Пул блюд примерно из 30 рецептов на каждую позицию.
В результате происхоит ротация недели за две три.

Каждый день готовится два блюда каждой категории на выбор.

Покупатель может приобрести следующие наборы:
Салат+суп+горячее+гарнир+напиток
Салат+горячее+гарнир + при желании напиток за отдельную плату
Салат+суп + при желании напиток за отдельную плату

Временами горячее+гарнир совпадают, например тушенная капуста с мясом. Цена каждого варианта не равна сумме отдельных позиций.

При это вся эта фигня должна БЫСТРО пробиваться официантами, заказники в кухне должны быть понятны "чего с чем отдается" и менеджер должен иметь возможность оперативно включать-выключать кончившиеся блюда.

Хорошей реализации вариативных комплексных обедов я не видел ни у кого, по крайней мере лет 5 назад, когда мы у себя внедряли эту модель. Более того, вот есть запрос со схемой продаж, но как его автоматизировать. чтобы было удобно - фиг его знает.
licvidator
22 июл, 2013 17:14 (UTC)
А можно буквально пару-тройку примеров диалога между покупателем и официантом?

Edited at 2013-07-22 17:14 (UTC)
(без темы) - gray_bird - 22 июл, 2013 17:18 (UTC) - Развернуть

Profile

Glastar
andreysemenov
andreysemenov

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Michael Rose