?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

iiko-говно. Новая рубрика

Ну что же, за истекшее время iiko не почесались. Были какие-то вялые, но совершенно безуспешные попытки вчера удаленно подключиться и в чем-то разобраться.
Итак, давайте с самого начала. Первый опыт работы с программами автоматизации для ресторанов у нас был неудачным. Tillypad жестоко разочаровал, нифига не работало, все глючило. Поддержка была абсолютно тупой.
Да еще когда мы сказали, что отказываемся от ее услуг, приходившая девочка сделала попытку хлопнуть всю базу.
Ок, стали выбирать. Варианты были R-keeper и iiko.
Iiko приглянулась сразу, она и до сих пор мне симпатична. Хорошая молодая амбициозная команда, искреннее желание сделать супер-программу.
Увы, желания недостаточно.
Признаться, я был в шоке от того, насколько "стабильно" работает такая, казалось бы, серьезная программулина.
Вот некоторые особенности, с которыми пришлось столкнуться за время эксплуатации:
- все время в эксплуатацию раза 3 в неделю вылетают лицензии на кассах - пытаешься открыть смену, а тебе пишут, что лицензии нет. Проблема решается через техподдержку за 15-30 минут. Но только в том случае, если ты за нее (техподдержку) ежемесячно платишь. Иначе провал открытия смены тебе гарантирован (а у нас уже в 10 начинают люди идти за выпечкой на вынос);
- вылет специально купленного за 53 тыщи рублей сервака через пару месяцев эксплуатации. Полдня вообще не могли чеки отбивать, потом неделя на ремонт (за этот период все данные о работе потеряны), беготня, безумие и хлопоты, полноценная работа сорвана. Причины - не установлены, после полугода переговоров и письменных претензий предложена в качестве компенсации скидка в 2 тыщи рублей. Аттракцион неслыханной щедрости! Или, другими словами, плевок в лицо. До этого три года работали стабильно на подержанных собранных знакомыми компах за 6 тыщ рублей.
- невероятная капризность iiko по выбору оборудования. Покупаете эту систему - придется покупать только фирменное. Причем не просто фирменное, а очень фирменное. Вышеупомянутый сервак оказался, по словам специалистов, недостаточно крут, мы зажали денег на еще более дорогое оборудование, вот и причина. POS-терминалы должны быть только рекомендованные iiko (50 тыщ штука). Все остальные глючат по неустановленным причинам.
- при всем обилии функций (список которых постоянно пополняется), элементарные вещи порой не делаются. Так, у нас 4,5 года заняло добиться элементарной вещи, чтобы при проведении доставки происходило накопление бонусных баллов. Два модуля - iiko.Delivery и iiko.Card просто не узнавали друг друга. Это в блоге я пишу скромные две строчки, а в жизни это заняло сотни, если не тысячи человекочасов на РУЧНОЕ забивание в BackOffice данных о накоплении. Оператор принимает заказ, отбивает чек, записывает данные на бумажку и складывает в коробочку, потом с бумажек все данные вводятся в iiko.card. Бумажки теряются, данные пропадают. Идиотизм? Да. Но с ним так ничего и не сделали. Сколько мы нахлебались с претензиями гостей из-за этой милой "особенности" iiko! И эта особенность до сих пор не изжита! Для решения проблемы нам пришлось перейти на iiko.net, за который надо снова платить дополнительные деньги. Да, нам сделали скидку, но в выигрыше остались не мы, потому что нам нафиг не нужен был этот iiko.net, все, что нам нужно, это автоматическое и корректное накопление бонусов. Но увы. Это стиль работы iiko - скупой платит дважды.
- есть два продукта - iiko для локальной работы и для сетевой. Первый, насколько помню, iiko.RMS, второй - iiko.Chain. Так вот, милая особенность, эти два модуля периодически выдают РАЗНЫЕ цифры по себестоимости и остаткам. Ага, вот так. Ну вот просто разные. И фиг знает, какая верная. Причины? Не знаю. Мне упорно отказываются объяснять, в чем сложности. Просто, типа, починили. Теперь совпадают. Только вот не знаю, можно ли верить этим данным.
- с этим Chain вообще приколюха - не так давно она начала обновляться и так никогда и не закончила. Обновлять БД. ДЕНЬ (!!!) обновлялась. Результат? Нулевой. Все висит. Проблему "решили" - уменьшили частоту обновления в 4 раза - с 15 минут до 1 часа. Почему не выходило? Неизвестно. Вроде бы, объем данных большой. Но у нас 2 подразделения, какой, нафиг, большой объем данных? Я хочу дальше развиваться - могу ли я вообще рассчитывать, что эта Чейн будет обновляться хоть как-то? Или частоту обновления постепенно придется сделать 1 неделя??? Нет ответа. Несмотря на постоянные разборки по телефону на этот вопрос мне никто ответить не может.
- или самый свежая проблема - в двух разных отчетах (один развернутый поблюдный, второй по типам оплаты) за июнь мне выходит РАЗНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ. Причем разница колоссальная - десятки тысяч. Почему??? Никто не знает. Полторы недели назад сделали заявку. Тишина. В пятницу выяснил, что федеральная iiko (разработчик) получила информацию сразу же, но еще даже не приступала. Как мне прикажете работать??? Как принимать хоть какие-то решения? Нахрена мне учет времени официантов, если программа не может делать свою основную работу - формировать себестоимость???
- учет времени, кстати, штука вполне себе бесполезная. Может, где-то есть такие предприятия, где все всегда по графику, но у нас не так. Официанты болеют, прогуливают и тп. Бывают замены. Так вот, если человек пришел на смену, зарегистрировался на кассе с опозданием на 30 минут, то никакая система это не учтет, если ты заранее не поменял его график. Потом уже не канает. Нужно ДО! Тут я могу ошибаться, но пока это то, что мне ответила наша техподдержка. Или другой момент - у нас пекари приходят раньше на работу, чем официанты. И что? Могут они зарегистрировать свой приход на работу?? Да нет, конечно! Потому что делать это можно ТОЛЬКО на фронтофисе, кассе официанта! Которая тупо не включена. И которая в баре. Можно, конечно, повесить модуль учета времени на входе (где ему и место), но это отдельный терминал, устройство для прогона карты и лицензия (вместе набегает тыщ на 70).
- года два не можем добиться простой вещи - возможности распечатки заказов на день (по доставке) на кухню. Любым образом. Поэтому мы заносим заказы в программу, а потом ВРУЧНУЮ ПЕРЕПИСЫВАЕМ в специальную тетрадочку для пекарей. Десятки мозговых штурмов провели, но все без толку - остальное ненадежно. Да, специально для нас ввели поле в интерфейсе доставки, где указан и состав заказа, но просьба о возможности распечатать полностью проигнорирована - просто забыли.
-  в iiko есть очень удобная фича (может, везде так, не знаю) - есть у тебя, скажем, бизнес-ланч в одной папке, можно простым драг-н-дропом оттащить блюдо в другую папку. Все копируется, все супер. Только потом у тебя по итогам инвентаризации колоссальная недостача. Тратишь пару трудодней и выясняешь, что при копировании все отлично, только затраты продуктов автоматически становятся нулевыми. Может, это интуитивно очевидно, тогда у нас в компании у всех что-то с интуицией. Ты продаешь отбивную, а списание мяса при этом не происходит. По факту мясо расходуется, а прога показывает, что его еще 10 килограмм на складе.
Все вышенаписанное пишу по памяти - это то, что сейчас свербит душу. Большое количество сложностей за давностию лет осталось забыто. Сейчас будем исправлять - делать все заявки через электронную почту (параллельно со звонками), отчеты публиковать в блоге. Очень надеюсь когда-нибудь закрыть эту новую рубрику.

Общее ощущение от работы с этой программой простое - это постоянный необъяснимый капец. Та или иная проблема выползает ежедневно или через день. Найденные проблемы не анализируются и не устраняются на будущее. Идет какое-то вечное латание на белую нитку.
Пишу этот пост с целью донести до федеральной айки впечатления конечного пользователя, о том, how it feels. Да, вот так. Достала ваша программа. И ее милые "особенности". За спиной месяцы долбежа с целью добиться какого-то перелома в ситуации - безрезультатно.

Мне говорят, что R-keeper не лучше. Френды, кто сталкивался, правда ли?
Ну и продолжение, увы, следует.

P.S. Из-за вышеозначенных проблем я а) тормознул инвестиции в автоматизацию на полмиллиона (для нас это деньги), так как просто не могу больше доверять программе и б) серьезно задумался о том, как дальше жить - с такой платформой я не представляю, как управлять сетью хотя бы из десяти заведений. Может, пока не поздно, перейти на что-то более надежное? Или я наивный чукотский юноша, и ничего "более надежного" просто нет в природе?
P.P.S. Ну и перевожу для не мыслящих экономически: "тормознул инвестиции", "серьезно задумался" и ожидание, пока iiko решают проблемы, это МОИ, мать вашу, УБЫТКИ! Потому что это драгоценное время, единственный невосполнимый ресурс! Я оплачиваю его своим сотрудникам, я отрываю его у того, что мне принесет деньги, занимаясь тут этой херней с разборками. Потому что просто нет другого выхода - я не могу отправляться в дальнее путешествие на постоянно ломающейся машине, в устройстве которой я нифига не понимаю, а механик, вместо развернутой картины неполадок говорит "Аллах велик".
P.P.S. И насчет финансов - мой главбух упорно не доверяет этому модулю, плюс он не реализует половины потребных нам функций, поэтому тоже остается ненужным довеском. 

Comments

andreysemenov
22 июл, 2013 07:00 (UTC)
Во-первых, это не только программная часть. А еще оборудование и обучение.
Во-вторых, написать систему это отказаться от iiko - а это то еще решение. Один перенос баз займет кучу времени. Плюс где гарантии, что эта "устойчивая система" будет лучше??
sinclair_sc
22 июл, 2013 08:27 (UTC)
Вы меня неправильно поняли - я не агитирую вас перейти на самописанный непойми кем софт (хотя оборудование у вас уже есть от iiko, как я понимаю, его нужно только "подцепить"). Я удивляюсь тому, что нет какой-нибудь мелкой конторы, которая один раз напишет под кого-то софт, а затем будет его поддерживать и продавать. Сектор то выглядит вполне привлекательным.
licvidator
22 июл, 2013 13:43 (UTC)
iiko - как раз в прошлом такая мелкая контора, да :-)
beskov
22 июл, 2013 14:44 (UTC)
Если вы умеете организовать разработку полезного продукта такого объёма за 2 человекогода, то я вам сейчас приведу очередь заказчиков.

Впрочем, ваши представления «один раз напишет под кого-то и потом будет продавать» выдают вас с головой.
sinclair_sc
22 июл, 2013 15:02 (UTC)
А вот давайте не будем ставить друг другу диагнозы по фотографии?
Мой комментарий был о том, что есть слагаемые успешного IT-проекта: заказчик, готовый инвестировать приличные деньги и отсутствие на рынке конкурента, с которым тяжело бороться. И странно, что это направление не разрабатывается.
beskov
22 июл, 2013 15:14 (UTC)
И что, думаете этих слагаемых достаточно?

А почему вы думате, что с iiko и R-keeper легко бороться?

Пока новая программа будет делаться, они что, будут сидеть сложа руки?

Можно ли сделать успешный рыночный продукт без продолжительного контакта с рынком, в подполье?
sinclair_sc
22 июл, 2013 18:00 (UTC)
Скажем так, автоматизация общепита, в общем случае, проще, чем автоматизация промышленного производства (меньше математики), банковского сектора (меньше криптографии и специфичной логики) и т.п. Основной задачей является проработка юзабилити и интерфейса, т.к. внутренняя логика работы немногим выше банальной арифметики.
Для программиста, разрабатывающего подобный софт, важно не столько умение кодить (хотя это тоже важно для скорости работы системы), сколько интуитивно понимать заказчика. То есть задачу может решить не столько матёрый программист, сколько новичёк с нестандартным мышлением, умеющий превращать свои мысли в код.

В таких случаях, как правило, хороший результат получается в результате разработки некоторой собственной платформы + бесконечные допиливания под "хотелки" заказчика.
Естественно, всё это не отменяет изучения рынка, конкурентов и т.п. Однако, для создания конкурентноспособного продукта не обязательны многомиллионные инвестиции.
(без темы) - andreysemenov - 22 июл, 2013 18:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - avoitovich - 22 июл, 2013 19:27 (UTC) - Развернуть
knutov
22 июл, 2013 15:22 (UTC)
Я не очень в теме ресторанного бизнеса и проблем с его бухгалтерией и учетами, но как программист не могу не прокомментировать.

1) написать хорошую систему за пол миллиона - можно. За максимум пол года. Даже, например, одним человеком, хотя найти его - вот это если случайно не повезет - не просто.

2) проблема с глючностью пос терминалов и подобного действительно может быть и, скорее всего, есть.
andreysemenov
22 июл, 2013 15:30 (UTC)
блин, уже 30 раз объяснил, что в поллимона входит оборудование и внедрение, для автоматизации того, что еще не автоматизировано
можно ли за эти деньги сделать то, что я хотел, плюс переписать всю систему? плюс перевести базы и обучить? дай бог, чтобы хватило миллиона. и плюс кошмар на полгода
и плюс никаких гарантий - у нас нет опыта, а без него это рулетка
чтобы даже найти менеджера проекта, надо нехерово быть в теме
knutov
22 июл, 2013 15:53 (UTC)
Я было начал писать длинный коммент, объясняющий в технических деталях почему, скорее всего, ответ - да, но без опыта - таки согласен, рулетка.

Хинт - вместо дорогих пос терминалов (я видел ценники в районе 30 тыс на место) можно использовать китайские андроидо-планшеты. Я бы делал так. А это, например, 4 т.р. на место. Можно дешевле.

А платежные терминалы можно арендовать у банка, некоторые банки дают их бесплатно. Я бы использовал беспроводные терминалы, с которыми можно общаться через какое-то http api. И их можно брать меньше, чем касс.

От технических деталей именно вам, наверное, легче не станет, но какое там требуется вообще особенное оборудование, требующее таких вложений? Программная часть, если судить по тем интерфейсам, что я видел в росинтеровских ресторанах - несложная. В целом, как программист и владелец микробизнеса (т.е. большую часть проблем бизнеса вообще я понимаю) я не вижу тут особых проблем.
andreysemenov
22 июл, 2013 16:14 (UTC)
Мне всегда казалось, что оценить стоимость сложного технического проекта без техзадания невозможно. Вы уверены, что представляете себе объем работы?
Андроид-планшеты?? А ничего, что у нас по спецификации обязательна десктопная Винда?
Платежные терминалы и так дает банк, только при чем тут они?
Специализированное оборудование какое? Да куча - и весы с электронным интерфейсом, и спецпринтеры, и защищенные (способные работать в условиях производства) терминалы.
knutov
22 июл, 2013 16:20 (UTC)
> Вы уверены, что представляете себе объем работы?

Теперь - нет.

Но если тех.задание есть - почему бы его не выложить? Кто-нибудь из мелких разработчиков возможно прочитает и вдруг имеет сходный опыт, например.
(без темы) - andreysemenov - 22 июл, 2013 16:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sinclair_sc - 22 июл, 2013 18:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andreysemenov - 22 июл, 2013 18:06 (UTC) - Развернуть
avoitovich
22 июл, 2013 19:30 (UTC)
>> Хинт - вместо дорогих пос терминалов (я видел ценники в районе 30 тыс на место) можно использовать китайские андроидо-планшеты. Я бы делал так. А это, например, 4 т.р. на место. Можно дешевле.

А Вы еще предложите Андрею на кухню взять бытовой миксер, бытовой холодильник и бытовую плиту. Или какую-нибудь "дешевую китайскую плиту".
Или "дешевую китайскую кофемашину".
dac_khv
23 июл, 2013 05:20 (UTC)
А можно раскрыть вопрос насчет недорогих планшетов? Я конечно не о тех, что стоят 3-4 тысячи рублей, но за 8 например есть очень достойные модельки.
(без темы) - avoitovich - 23 июл, 2013 06:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andreysemenov - 23 июл, 2013 06:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dac_khv - 23 июл, 2013 08:29 (UTC) - Развернуть
Александр Моисеенко
22 июн, 2017 13:05 (UTC)
1го января 2018 года будет новый продукт который вообще не будет требовать спец. оборудования, пишу его уже год, осталось чуть чуть, если интеоесно можете связаться со мной ermmam24@gmail.com (Александр)

Profile

Glastar
andreysemenov
andreysemenov

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Michael Rose